тонировка авто, тонирование автомобилей пленкой, автовинил, автозвук

тонировка авто, реклама на автомобилях
Перейти в Вашу корзину

Ваша корзина пуста

тонировка авто, реклама на автомобилях, тонирование

Обратная связь На главную страницу

+7(903)672-75-58

www.musicar.ru / Полезная информация / Автоусилители. /

Аудио

Видео

Автосигнализации

Ксенон

Разное

Интересные ресурсы:




Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Полезная информация

Вернуться к списку статей

Автоусилители.

Как ни банально это звучит, главным рабочим показателем усилителя мощности (далее УМ) была и остается выходная мощность. Достаточная мощность усилителя - необходимое условие для качественного звучания системы, даже если вы не любите громкую музыку. Будь это не так, автомобилисты обходились бы автомагнитолами или CD-ресивирами без автономных усилителей. К тому же лишь при больших мощностях имеет смысл говорить о КПД или производительности системы. По причине постоянного дефицита энергии питания мощной аудиосистемы в автомобиле, оснащенном только штатной энергосистемой, вопрос о КПД УМ, то есть его работоспособности, стоит особенно остро, поэтому многие потребители хотели бы увидеть этот показатель в спецификациях автомобильных усилителей. Хотя расчет КПД и не представляет особой трудности, точные измерения этого параметра, включая главные условия тестирования - подводимое питание и импеданс нагрузки (рабочая частота тест-сигнала слабо влияет на КПД, и, как правило, используют сигнал с частотой 1 кГц), пока не унифицированы, и потребителям еще долго придется "додумывать" и "досчитывать" его самостоятельно. На суд покупателя отдан и главный комплексный показатель УМ - соотношение стоимости и эффективности.

На сегодняшний день общепринятым становится подход к измерению выходной мощности на определенном уровне нелинейных искажений сигнала, а более "серьезные" производители УМ показывают в спецификациях истинную выходную мощность, т.е. непрерывную энергию, которую усилитель способен отдавать долговременно без искажений полезного сигнала, перегрева и температурного ухода параметров. Иногда ее называют паспортной, непрерывной или среднеквадратичной (RMS).

Мощностные показатели УМ взаимосвязаны с его "качественными" параметрами, в первую очередь уровнем гармонических искажений (THD), так что он часто является "отправным" при оценке "энергетических" характеристик усилителя.

Эффективность автомобильных УМ не всегда легко сопоставлять даже при одинаковых условиях подводимой к ним энергии и идентичной нагрузке. Дело не только в выбранных изготовителем элементной базе и схеме, но и в его идеологии - собственном представлении об идеальном аппарате и его использовании в автомобильной аудиосистеме.

Если в прежние времена функцию усилителя выполнял главный "активный прибор", например, электровакуумный триод, то сегодня основным элементом усилительного тракта является транзистор (или составной оконечный каскад, собранный на кристалле ИС в усилителях малой мощности). Но, как и прежде, прочие "пассивные" дискретные или интегральные компоненты служат его "обрамлением", создающем наилучшие условия для его эффективной работы.

Изготовители приводят различные доводы в пользу того или иного типа оконечных приборов УМ, однако, говоря о качестве звуковоспроизведения, необходимо учесть и другую важную особенность УМ - способность не просто многократно усилить, но и дать на выходе полезный сигнал, а не только долю синусоидального сигнала, поданного на его вход. Эта способность в частности зависит от того, в каком режиме или классе работает усилитель.

Современные автомобильные усилители мощности работают в разных режимах, которые для краткости обозначают буквами латинского алфавита A,B,C,D. Есть и гибридные режимы, например, АВ. Усилители класса А характеризуются низким КПД (20-30 процентов) и низким уровнем нелинейных искажений. Высокая линейность достигается в нем благодаря большому запасу мощности, имеющемуся в оконечном звене, так что любой музыкальный импульс с высокой скоростью нарастания переднего фронта или большим "размахом" встречает адекватную реакцию оконечных транзисторов, которые не испытывают "токового голода", усиливая полный период (360o) синусоидального входного импульса.

Сегодня автомобильные усилители этого класса - достояние наиболее дорогих автомобильных аудиосистем конкурсного уровня.

Если низкий КПД усилителей этого класса не останавливает любителей домашней аудиотехники, желающих иметь высокое качество звучания, то автомобилисты чаще всего "поневоле" склоняются к приобретению аппаратов другого типа, например, класса В. В этой рабочей схеме УМ выходной ток охватывает только полупериод (180o) синусоиды входного сигнала (в отличие от полного периода в классе А), то есть, усиливается только одна полуволна синусоидального сигнала. Теоретически, усилители, выполненные по этой схеме, в два раза эффективнее усилителей класса А, на практике же конструкторы сталкиваются с более высоким уровнем нелинейных искажений. Для сокращения уровня помех в этом режиме выходные транзисторы обычно включаются комплиментарными парами, работающими по двухтактной схеме: каждый из них усиливает свою полуволну. Хотя при этом и достигается значительное увеличение КПД, но в точках включения/выключения транзисторов имеют место помехи сигнала.

Усилители этого класса наиболее широко представлены в автомобильной аудиотехнике начиная с автомагнитол и других головных устройств и кончая многочисленными моделями одно- и многоканальных усилителей мощности, предназначенными для широкого потребления. Интересной особенностью УМ класса В (как и АВ) является возрастание КПД с увеличением их выходной мощности до максимума. Считают, что практический предел КПД усилителя этого класса лежит на уровне 65% (для чистого синусоидального сигнала до запирания транзисторов). При понижении мощности этот КПД заметно снижается (на уровне 1/3 максимума он составляет 30-35%).

Усилители класса С отличаются тем, что ток, протекающий через их оконечное звено, усиливает только 120o площади полного периода синусоидального сигнала, и характеризуются еще более высоким КПД (до 75%), однако коэффициент вносимых им нелинейных искажений еще выше, чем у класса В и, тем более, класса А.

Поскольку современный УМ не может сочетать в себе такие взаимоисключающие качества, как высокий КПД и безупречное качество звукопередачи, то, создавая аппараты категории high fidelity, конструкторы прибегают к схемным ухищрениям. Одно из них - "гибридные" усилители, в которых, например, сочетаются каскады, работающие по классу А, и звенья класса В или промежуточные решения принципиального устройства УМ.

Усилители класса D - достижение конструкторской мысли "цифровой" эпохи. Их главная особенность - в применении широтно-импульсных источников питания. В отличие от аналоговых импульсов синусоидальной формы здесь используются парные импульсы прямоугольной формы, высота (амплитуда) которых постоянна, а ширина меняется в зависимости от изменения сигнала, приходящего на вход усилителя. После предусиления импульсы усиливаются оконечными (комплиментарными) транзисторами, работающими на высоких частотах переключения (порядка нескольких килогерц) в такт с полезным цифровым сигналом. Известные достоинства УМ этого класса - высокий КПД (на уровне паспортной мощности до 80% и более) и крайне низкий уровень нелинейных искажений, правда, их отдача резко снижается в полосе верхних частот (от нескольких кГц), и пока что выгода от их применения заметна при создании сабвуферного канала автомобильной аудиосистемы. Недостаточная широкополосность УМ класса D дополняется еще одним их недостатком - плохой "приспосабливаемостью" к изменению нагрузки, хотя многие изготовители оптимистично развивают это направление усилителестроения.

Эффективность усилителя мощности в лабораторных и натурных условиях может быть далеко не одинаковой. Главная причина не только в климатических условиях, но и в отличии тест-сигналов от реального музыкального материала. Дело в том, что музыка обладает определенной динамикой, и типовое соотношение амплитуд музыкального сигнала к его среднеквадратичному значению может составлять 15-20 дБ и более, обуславливая запирание оконечного звена только на предельных (в том числе для слуха) громкостях. Тип музыки накладывает отпечаток на производительность (энергетику) усилителя мощности и средний ток, потребляемый в реальных условиях. Поэтому, если использовать современные высокоэффективные УМ с регулируемыми источниками питания, серьезной доработки штатной электросистемы автомобиля даже при установке мощной аудиосистемы, как правило, не требуется (если только вы не решили замахнуться на новый рекорд SPL), а высокий КПД даст тот запас мощности, который будет способствовать высокому качеству звуковоспроизведения.

Взято с http://www.dop.ru/?id=articles_recomm_amplifier 

Реклама на MusiCar.ru:

© Copyright www.MUSICAR.ru

Create WEB GIGAhome 2005